Какой портрет качественнее, сделанный на лазерном станке или вручную мастером?
Этот вопрос уже можно считать риторическим… Для того чтобы гравировальный станок сделал более менее качественный портрет, необходима специальная ретушь фотографии, при которой неизбежна стилизация. Этого требует технология компьютерной гравировки. При стилизации теряются многие детали портрета, к тому же далеко не каждый портрет можно стилизовать. Вывод прост – лучше ручной гравировки вариантов нет.
Говорят, портреты смываются дождем, во всяком случае, в сырую погоду их не видно. Это правда?
Нет, это предубеждение распространяемое некомпетентными людьми. Граверные портреты не смываются, более того, сохраняются в неизменном виде на десятилетия. Технология гравировки заключается в микроскалывании полировки камня. Полировка придает природному камню темную тональность, на сколе же он светлый. Во время дождя гравировка намокает, а камень, в известной степени, гигроскопичен, поэтому портрет темнеет. Иногда в дождливую погоду его действительно не видно, но стоит памятнику высохнуть, и портрет проявляет свою привычную светлую тональность.
Почему некоторые портреты во время дождя остаются светлыми? Их красят?
Да, существует технология покраски портретов специальной атмосферостойкой краской, Делают это специально, чтобы во время дождя портрет было видно. Но мы не сторонники такого способа – на нашей фирме чтут технологии, выработанные и зарекомендовавшие себя за многие годы практики. Покрашенный портрет требует дополнительного ухода и чтобы он с годами не утратил свой вид, необходимо периодически обновлять краску. Это сможет сделать лишь опытный мастер, но не всегда есть возможность его найти.
А если портрет стал темным, его можно обновить?
Если правильно подобран сорт гранита, то есть такой, на котором обычно делается гравировка и портрет нанесен с соблюдением технологии гравировки, то достаточно один раз в пару лет помыть мыльной водой и при необходимости слегка «освежить» сухим цинковым пигментом.
Делается это так: смачивается портрет чистой водой, щетинной равномерно наносите мыльную пену втирающими движениями, затем обильно смываете, чтобы в гравировке не осталось мыла. Мыло используйте только туалетное, различные чистящие средства нежелательны. После высыхания портрета, если посчитаете необходимым, с помощью тряпочки или ваты слегка покрываете его сухим цинковым пигментом. Делать это нужно аккуратно, равномерно растирая по портрету, что бы не остались белые полосы. Пигмента нужно ровно столько, чтобы слегка подбелить портрет, много его забивать в поры гравировки нельзя, иначе во время дождя пигмент потечет. Не зря этот способ называют «освежение», он должен выполняться очень деликатно. Мел, зубной порошок, тальк и т.п. использовать не рекомендуем.
Для того, чтобы не испортился портер, памятник на зиму нужно укрывать целлофаном?
Нет, конечно. Наоборот, под целлофаном будет накапливаться пыль, которая превратился в грязь и портрет только загрязниться. В реальных условиях на гравировку не влияют атмосферные осадки. Пыль с портрета смывается дождями, грязь на вертикальной поверхности памятника не накапливается.